Популярные файлы
Vopros
Как вы считаете, что для ребенка является самым важным?
Питание
Игрушки
Родители
Доброта и любовь близких
Уютный дом
Братья или сестры
Детский сад

calendar
«    Май 2024    »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 12345
6789101112
13141516171819
20212223242526
2728293031 
Декабрь 2023 (4)
Ноябрь 2023 (7)
Октябрь 2023 (7)
Сентябрь 2023 (9)
Август 2023 (1)
Июль 2023 (6)
Детский сад №1 г.Свислочь » » Правовое воспитание дошкольников
Правовое воспитание дошкольников
  • 31-08-2021, 05:06
  • 0
Консультация "Правовое воспитание дошкольников".
Чувство доверия у ребенка появляется очень рано, в том возрасте, о котором человек еще ничего не помнит. Но именно в раннем и дошкольном возрасте у ребенка возникает доверие к себе, людям, миру, формируется характер, укрепляется чувство собственного достоинства и уверенности. Одной из важнейших задач, стоящих перед учреждением дошкольного образования и родителями (лицами, их заменяющими), становится формирование ценностной моральной и правовой практики для наилучшего обеспечения интересов детей. Это означает, что в каждый возрастной период ребенку необходимо предоставить максимально полный объем материальных и иных благ, которые требуются ему для жизни и полноценного развития.

Декларация прав ребенка, принятая в 1959 году, является первым документом международного масштаба, защищающим права детей. Родители, общественные организации, местные власти призываются к признанию и соблюдению прав ребенка. В Декларации провозглашаются права детей на имя, гражданство, любовь, понимание, материальное обеспечение, социальную защиту, право развиваться физически, умственно, нравственно и духовно в условиях свободы и уважения. Особое внимание уделяется защите ребенка: он должен своевременно получать помощь и быть огражденным от всех форм небрежного отношения, жестокости, эксплуатации.

Цели и задачи работы по правовому воспитанию дошкольников определяются требованиями, которые предъявляет современное общество с его демократическими тенденциями развития.

Цель: создание условий для воспитания будущего гражданина правового государства – свободного и ответственного, знающего свои права и адекватные способы поведения в случаях их нарушения, обладающего чувством собственного достоинства и с уважением относящегося к другим, способного на собственный выбор и с пониманием воспринимающего мнения и предпочтения окружающих.

Ребёнок развивается не изолировано, его развитие и становление как личности происходит в обществе. В обществе сверстников, родителей, близких и незнакомых людей. Ребёнок вступает в контакт, выражает свои чувства, эмоции. Он осваивает принятые в обществе правила и нормы взаимодействия. И обязанность взрослых – помочь ему в освоении этих правил, помочь стать личностью, обрести индивидуальность, самореализоваться в этом мире, что невозможно без сформированной нравственно-правовой культуры.

Работу по формированию правовых знаний целесообразно начинать с первого дня пребывания ребёнка в учреждении дошкольного образования. Вместе с тем, чтобы сформировать у детей правовые знания, педагог должен по-разному строить работу на различных возрастных этапах.

В младшем дошкольном возрасте необходимо обучать нормам поведения в коллективе, устанавливать доброжелательные отношения со сверстниками и взрослыми людьми.

В среднем дошкольном возрасте необходимо продолжать работу по развитию коммуникативных способностей, формировать нравственные нормы поведения, умение оценивать не только чужие, но и свои поступки, как положительные, так и отрицательные.

В старшем дошкольном возрасте необходимо формировать нравственно-правовую культуру на основе знаний основных прав, познакомить с понятием «право»

Работа с детьми по нравственно-правовому воспитанию должна проводиться системно весь учебный год при гибком распределении материала в течение дня. Рекомендуется проводить работу с дошкольниками и в форме специально организованного обучения, и в форме непринужденной совместной деятельности взрослого с детьми, где взрослый-партнер учитывает интересы и инициативу детей. Процесс познания правовой культуры находит выражение в разнообразных формах собственной деятельности детей: игровой, художественно–игровой, драматизаций, продуктивной, трудовой деятельности. Дошкольники осваивают нравственные нормы через поисково-экспериментальную, проблемную и продуктивную деятельность. Дети независимо от возраста включаются в решение простых творческих задач: отгадать, отыскать, раскрыть секрет, составить, смоделировать, видоизменить, сочинить. Привлекают детей продуктивные виды деятельности (изготовление эмблем, плакатов и т.п., их презентация).

Нравственные нормы поведения дети лучше усваивают в повседневной жизни. Рекомендуется проводить:

• сюжетно-ролевые, театрализованные и дидактические игры;

• игры и упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных навыков и умений.

В сюжетно-ролевой игре ребёнок учится реализовывать свои права на участие в игре, на игрушки, на собственное мнение. В играх ребёнок учится считаться с мнением и интересами других детей, справедливо распределять игрушки и роли, убирать пособия после игры. Выбрав в игре ту или иную социальную роль, ребёнок возлагает на себя соответствующие обязанности. Это способствует усвоению нравственно-правовых норм поведения.

Прием драматизации упражняет детей в умении “вчувствоваться” в другого, войти в его положение. Каждому ребенку присущ “театральный инстинкт” - стремление посредством игры побывать в роли другого, расширив тем самым границы своего бытия. Это помогает острее реагировать на поведение окружающих людей и животных, расширяет границы нравственно-правового опыта ребёнка, помогает осознать нравственный смысл правовых норм.

Научить детей тонко ощущать изменение окружающего мира позволяет прием визуализации. Так, закрыв глаза, дети представляют, что они уменьшились в размерах до муравья и ползут по камню. Ощущая себя маленьким беззащитным муравьишкой, ребенок пытается поделиться своими впечатлениями. Дошкольники тонко воспринимают, что все живое нуждается в защите, а значит и люди, окружающие тебя, тоже требуют сочувствия, тепла и помощи.

Усвоению прав во многом способствуют игры с правилами (подвижные, дидактические, развивающие). Дидактические игры по правовому воспитанию помогают ребёнку в накоплении социального опыта, расширении области правовых знаний, формировании чувства самоценности, способствуют обучению конструктивным способам решения конфликтов и споров.

При организации работы по нравственно-правовому воспитанию необходимо использовать сюжеты хорошо известных сказок (иллюстрации, видео-презентации), решение проблемных задач, поиск решений от своего имени или имени героя: если бы я был гадким утенком ... , если бы я поймал золотую рыбку ... , если бы я вдруг превратился в ...;

дидактические игры: “Чьи права нарушены?”, “Назови права героев”, “Выбери право”, “Кто больше?”, “Назови – не ошибись!”, “Я начну, а ты продолжи”, “Спасите Чипполино”, “Как исправить Бармалея?”, “Помогите Буратино”, “Найди ошибку и исправь”, “Выбери нужный ответ”, “Подбери пословицы к картинкам”, “Какими правами пользовались персонажи?” и т.д.

В совместной и индивидуальной деятельности с детьми необходимо использовать устный народный фольклор, шутки, юмор, песни. Это помогает в решении конфликтов, снимает детскую агрессию, воспитывает в детях дружелюбие, умение прощать, видеть свои ошибки, следовать общепринятым нормам поведения. В старшей группе можно использовать такой приём: составление совместно с детьми “Декларации прав группы”, в которую входят различные правила, например:

кто сильнее, тот уступит,

умеешь сам – научи другого,

5 на 5 - не будем сдачу мы давать и так далее.

Этот приём помогает детям в дальнейшем анализировать, какое право было нарушено и что потребуется в дальнейшем, чтобы его не нарушать. В конце дня дети могут рассказать о своих поступках и на доске отметить положительное - звездочкой. Это помогает детям самостоятельно выполнять определенные нормы и правила поведения.

Также совместно с детьми можно сделать индивидуальные книжки “Права ребенка” и книжку-раскладушку “Ваши права”, где дети при помощи символов и знаков будут изображать права детей, защиту детей и их обязанности. Необходимо оборудовать уголок, где дети будут знакомиться с Конвенцией ООН о правах ребёнка. Помогать им в этом может специально выбранный сказочный герой. С ним дети могут отгадывать ребусы, кроссворды, загадки, разучивать стихи, пословицы, повторять свои права и обязанности. Сказочный герой может приходить к детям каждую неделю, звать их на чаепитие и за неспешным разговором вести беседы:

“Кто такой настоящий друг?”;

“Помогаем дома маме”;

“Смелые первые, а вторые?” и т.д.



Начинать работу по нравственно-правовому воспитанию следует с изучения особенностей характера, интересов и привязанностей воспитанников. Учет этих особенностей поможет в установлении дружеских отношений между детьми, между мальчиками и девочками, в создании атмосферы взаимопонимания, сопереживания, что очень важно для детского коллектива. Например, вместе с детьми можно решать задачи: как справедливо разделить одну красивую куклу (машину); что делать, если всем одновременно хочется качаться на качелях? И т.д.

РЕКОМЕНДАЦИИ ПЕДАГОГАМ

• В качестве наглядных примеров, иллюстрирующих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки и т.п.

Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно - ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия мира сказок, к осуждению положительных героев и оправданию злодеев.

• Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать без соответствующей адаптации учебно-методические пособия по гражданско-правовому воспитанию, предназначенные для начальной школы.

• Формирование основ правового сознания дошкольников нельзя сводить к простому заучиванию статей документов и отдельных прав и свобод человека.

Какие задачи ставят педагоги?

• Знакомить детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека.

• Развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, вероисповедания, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия (в том числе внешнего облика, физических недостатков и пр.).

• Способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.).

• Развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека.

• Разъяснять общественные нормы и правила поведения.
Категория: Информация, Воспитателю
Вернуться
Уважаемый посетитель, Вы зашли на сайт как незарегистрированный пользователь.
Мы рекомендуем Вам зарегистрироваться либо войти на сайт под своим именем.
Информация
Комментировать статьи на нашем сайте возможно только в течении 30 дней со дня публикации.